Качественные и доступные
стройматериалы

Группа компаний

Наши товары

Наиболее импозантным памятником усадебно-парковой архитектуры Взденшчыны (Минская обл.) являлась усадьба Кухтичи (современный поселок Первомайский).

Сейчас на территории усадьбы находится Узденский СПТУ-10 механизаторов.

В свое время это барская резиденция относилось к одной из самых известных на Минщине. В её строительстве и отделке использовались только качественные стройматериалы и отделочные материалы. Представление о первоначальном виде усадьбы дает изображение Наполеона Орды.

Первые сведения об имении Кухтичи относятся к 1590 г. под которым он упоминается в «Актах, издаваемых Виленской Комиссия для разбора древнейших Министров». Это упоминание связано с судебной тяжбой «Об избиении слугами господина Гладкого подданным из села Бервище по дороге в пущу Низовскую». Уже тогда велась междоусобица за владение лесными и земельными угодьями между хозяином поместья Ианоха Кавячинским и соседними крестьянами.

Огромные кухцицкия владения в 1690 г от Барбары Хорскай перешли к Аполлонии Завиши, браславской старосцины. С тех пор в течение двух последующих веков усадьба оставалась во владении рода герба «Лебедь». Первой известной исторической личностью этого рода являлся Ян Завиша - дворянин короля Казимира IV. Его потомок на границе XVIII-XIX вв. Казимир Завиша, камергер его королевского величества, генерал королевских войск, стал создателем великолепной резиденции в Кухцичах. Единственный сын генерала от первого брака Тадеуш умер в молодые годы, и Кухтичи перешли к дочери Валерии, которая вышла замуж за своего двоюродного брата, предводителя минского Тадеуша Завишей (пом. 1 838).

Их сын Ян Казимир Завиша (ум. 1877) - известный владелец археологической коллекции и сбора всевозможных древностей. Ян Казимир Завиша кроме Кухцич имел многие другие имения в Беларуси и Литве, а также собственный дворец в Варшаве. Потом его владения были разделены между двумя дочерьми. Кухтичи получила младшая дочь Магдалена, которая в 1882 г. взяли брак с Людвик Красинский (1833-1895), а после его смерти вышла замуж за князя Николая Радзивилла. Она являлась последней владелицей Кухцицкай усадьбы. Известный биограф Станислав Лоза называет зодчего-итальянца Карло Спампани строителем и проектировщиком придомовой часовни, именно он спроектировал окна, двери, перегородки, кованые ограждения для строений.

Но есть все основания полагать, что он и автор самого усадебного дома, построенного в начале XIX в. в стиле классицизма. Дом состоял из трех частей: главного корпуса и двух боковых флигелей, объединенных по фронту Колонном галереями. Несколько возвышенная центральная часть главного корпуса выдвигалась дорического четырехколонным портиком с треугольным фронтоном, под которым широкие каменные ступени и боковые пандусы вели к входной двери. Аналогичные, но меньшие по размерам портики флигелей составляли с центральным строго симметрично-осевую композицию.

С тыльной стороны усадьбы по двум крайним осям выступали боковые крылья, которые придавали всей постройке форму короткой подковы, а по центру - простакутны ризалит бальной залы с высокими готическими окнами (пристроен позже). От торцов главного здания до боковых флигелей отходили колонные галереи. В оформлении здания использованы ограниченный арсенал классической архитектурной пластики: трыглифны фриз, пилястры в простенках, рустованные лопатки.

По описанию краеведа Антона Врбанскага, внутри дом включал ряд салонов с великолепным декором, дубовыми панелями, антикварной мебелью, а также ценными архивами и древними вещами. От усадьбы сохранился левый флигель. Это здание представляет собой одноэтажный простакутны в плане объем, накрытый пологим вальмовой крышей. Стены здания выложены из местного бутового камня и оштукатурены.

Их углы раскрапаваны рустованными кирпичными лопатками, под карнизом крыши проходит пояс сухариков. Ядром симметричной композиции главного фасада является массивный четырехколонным портик дорического ордера, завершен треугольным фронтоном с круглой люкарны в тимпане. Вдоль главного фасада продлен фриз, образованный триглифами. Поверхность стен расчленены пилястрами, между которыми вырублены прямоугольной окна с рустованными наличниками. Три входа в здание - центральный и два торцевых - выделен высокими крыльцами.

Внутренняя планировка флигеля, строго симметричная относительно продольной оси, имеет анфиладная взаимосвязь помещений. Под зданием сводчатые (цилиндрические и крестцовый) подвалы, в которых находятся топки грубак жилых помещений. На территории усадьбы перед дворцом сохранилось фамильная часовня-усыпальница (под алтарем расположен погреб-крипта для захоронений).

В архитектуре здания в стиле позднего классицизма чувствуется влияние национального оборонительного зодчества. Храм внутри круглый в плане, снаружи охвачены дванаццацигранникам. Прямоугольная апсида укрыто двускатной гонтовой крышей, грани которого декорированы круглыми люкарнами. По бокам входа расположен круглые в сечении башни с пологими шатрами.

Стены крапаваны пилястрами и апаясаны буйнапрафиляваным карнизом. Завершает композицию главного фасада треугольный атыкавы фронтон. Над прямоугольной входным порталом расположен лепные геральдические изображения (корона в обрамлении гирлянд). Многогранная призма основного объема укрыто пологим граненым шатровой крышей, сгибы сильных стен прорезаны арочными окнами с глубокими отвергает. Зал-ротонда часовни перекрыто плоской потолком. В ее пространство арочным проемом раскрывается помещение хор, организованных над входным нартекс. Поверхность внутренних стен крапавана канелираваными пилястрами.

Под потолком по всему периметру зала продлен легкий пояс сухариков. Сохранились цилиндрические с распалубки своды в апсиде и притворе. По бокам лучкового дверного проема в стену западают небольшие конховыми ниши для скульптуры. Помещения нахал и апсиды объединен с залом арочными просветами, что придает внутреннего пространства торжество и завершенность. Парк имел пейзажно-регулярную планировочную организацию. Огромный газон перед домом, охваченный прямыми аллеями (сохранились фрагментарно), составлял его парадную часть. Пейзажная зона занимала территорию за домом.

Советы клиентам

Группа компаний «Меркурий» — это не просто интернет-магазин строительных и и отделочных материалов, инструмента и различного оборудования. Это один из

Для того чтобы получить наиболее качественную поверхность по итогам проведения облицовки при помощи керамической плитки, сначала нужно грамотно опреде

Выбирая печь для бани, очень важно помимо собственных эстетических предпочтений, помнить и о других критериях, соблюсти которые необходимо в соображен

Новые поступления