Качественные и доступные
стройматериалы

Группа компаний

Наши товары

Акция

По чрезвычайно строгому уставу: об архитектурном решении картезианского монастыря в Березе (Беларусь).

Наиболее точное представление об архитектурном решении картезианский монастыря в Березе дают сделанные при размещении в нем российского гарнизона обмерные чертежи 30-ых гг. XIX в., Которые хранятся в Центральном государственном военно-историческом архиве России.

Архитектурное решение картезианского монастыря в Березе

Из них очевидно, что это был отличный по своим художественным достоинствам архитектурный ансамбль в стиле барокко, композиционная своеобразие которого в значительной степени обусловлено чрезвычайно строгим уставом ордена.

Центром планировочной и объемно-пространственной композиции всего обширную комплекса являлась трехнефную базилика храма с безбашенный фасадом, слегка раскрапаваным плоским ризалитом.

Ровно посередине внутреннее пространство храма разделялось на две части: входную, с открытыми нефа - для простых прихожан и алтарную, с сильно вытянутым полукруглым на терке прэсбитэрыю, строительные и отделочные материалы,  к которому присоединялась восьмигранная в плане башня-колокольня. С обеих сторон пресбитерия наглухо отделены от его каменными стенами боковые нефы ыли превращены в узкие сакральные помещения, завершенные с востока небольшими граненый апсидами.

Они предназначались для монахов-сингла. В южной сакристии находился вход в расположенную под костелом крипту, окна и двери,  для почетных захоронений, среди которых было 15 трупов из рода Сапег. Кладбище для обычных монахов находились внутри монастырского двора. Во входной части на торцах боковых нефов располагались два мозаичные алтаре: с южной стороны - алтарь святой Анны, с северной - основателя ордена святого Бруно, канонизированного в 1514 г.

Функциональный разделение храма на отдельные части для мирян и монахов-сингла осуществлялся при помощи поперечной галереи, отделенной от алтаря и кафаликона резными деревянными воротами.

Эта галерея определяющего границу между монашеской и светской частями комплекса. Она переходила в широкий светлый коридор, образующей замкнутый, близкий к квадрату внутренний двор монастыря. Общая длина этой «линии», как обычно называются в визытацыях длительные монастырские корпуса, равнялось 501 локтю. От основного коридора ритмично отходили короткие коридоры, построенные на основе добротных строительных и отделочных материалов, которые соединяли по три помещения и небольшой огород при них. С северной стороны их насчитывалось 6, с восточной - 4, с южной - 5. Строительные и отделочные работы поражают своей добротностью. Строилось на века!

Все эти одинаковые ячейки, предназначенные для жилья одного монаха-затворника, были обнесены каменной стеной и образовывали Объединенных от окружающего мира часть монастыря. На северо-западном углу двора располагался двухэтажное здание, где находились библиотека, больница, а также квартиры прэора, прокуратора и коадъютором монастыря, кухня и подсобные помещения со сводчатым перекрытиями на нижнем этаже. С юга и востока монастырскую часть окружал плодовый сад с большим искусственным водоемом на северо-восточном углу.

Светская часть монастырского комплекса была открытой для посетителей. К северо-западного угла храма перпендикулярно его фасаду прилегал двухэтажный корпус, прорезаны красивой барочной воротами. В этом корпусе помещались две большие залы для гостей, аптека и лаборатория с различными вспомогательными помещениями.

Под прямым углом к нему стоял еще один двухэтажный корпус, что прикасался к дворцу Сапегов, имевший отдельную входную калитку. За дворцом шли кухня дворцовая (мясная) и столярный, а за ними - еще несколько корпусов - «линий», которые образовывали небольшой квадратный двор, а затем уступами тянулись вдоль северной стены эрэмав. Эти корпуса включали жилые помещения для монастырских служащих, оранжерея, пивоварня, солодовню, колодец, прачечную, конная мельница, бондарные мастерскую, пекарню, конюшню, навесы, амбар, мастерскую для изготовления черепицы и т.д.

Наружные углы светской части монастыря фланкиравали невысокие важкаватыя башни с фигурными купалка и плоским ордерной декором. Весь комплекс дополнительно окружала каменная стена с небольшими башенками и рвом.

Известная исследовательница белорусского архитектуры А. Квитницкая, которая впервые ввела этот памятник в научный искусствоведческий обиход, считала, что монастырский комплекс картуз в Березе имел оборонительное назначение, а много ярусная башня-колокольня, что прилегала к пресбитерия костела внутри монастырского двора, являлась оборонительным донжон и на ней когда-то стояли пушки.

Однако в то время, когда создавался комплекс (а это был период становления стиля барокко в белорусском зодчестве), происходил обратный процесс - освобождение архитектурных сооружений от фортификационных функций и придания им ярких художественных характеристик.

Размещение орудий, строительных и отделочных материалов внутри двора вообще не имело никакого смысла. Необычный прием размещения башни-колокольни не в главном фасаде, а в замкнутом дворе, у алтаря, имел целью, скорее всего, изоляцию монахов от внешнего мира, а в художественном смысле - акцэнтацыю композиционного центра ансамбля. Определенная внимание отдано зодчим красоты и завершенности плана.

Советы клиентам

Керамика считается одним из самых распространенных материалов для изготовления различной продукции. Чаще всего керамику используют для производства по

В соответствии с требованиями к качеству электроэнергии в сетях общего назначения (ГОСТ 13109-87) практически весь день напряжение в сети не должно пр

Кондиционеры — не роскошь, а средство выживания в  сильную жару, особенно, если вы проживаете в южных регионах; и комфортный обогрев зимой, когда за о

Новые поступления